пятница, 4 мая 2018 г.

Стеклянный, оловянный...




Все знают песенку "Жопа есть, а слова нет"?
Типа есть, но поскольку не совсем прилично, то вроде как и нет.
На еще один пример меня навел писатель Андрей Величко. Цитирую:


Учительница русского языка сообщила нам, ученикам, что прилагательные, образованные от существительных, пишутся с одним «н». Исключений всего три, и их надо просто запомнить – стеклянный, оловянный, деревянный.
Я тогда впал в недоумение. Как же так? Ведь слово «ох…нный» совершенно явно образовано от существительного, и в нем даже на слух две буквы «н». Так что же получается, этих исключений все-таки четыре? А может, больше?
Конец цитаты.

Кстати, слово "офигенный" тоже ведь с двумя "н".
А "чувственный"? Тоже от существительного, совершенно цензурное слово, почему в правилах не упомянуто? И не такое уж новое словообразование, чтобы не успеть быть упомянуто в учебниках.

И еще вопрос. Откуда я знаю, что приведенные слова пишутся с двумя "н"? В правилах-то их нет? Значит, есть какой-то признак, по которому я могу это определить?


Да, еще вот на ум пришло. Помните же Александра нашего Сергеича? "Когда мой двор уединеННый..." Кто будет утверждать, что это не от существительного "уединение"?


А вы что думаете?

7 комментариев:

Л.Безбородова комментирует...

https://uchim.org/russkij-yazyk/pravopisanie-n-i-nn
От суффикса зависит еще.
Интуитивно ты знаешь русский, как "носитель культуры". Это так скромно себя Сергей Юрьевич Голубев назвал. Правила и исключения пусть иностранцы учат, а у нас классика давно все в мозг заложила.
АлександрСергеич много чего нам магического оставил, я (ребенком) замерла над строкой "звездами падая на брег". Вокруг никто ведь так не говорил.
А писателям нынешним не очень-то верь. Столько "навспоминали" про советское детство и юность мозгом своим "освобожденным"! Я, видимо, в другой стране жила. Не знал он в 4-5 классе этого слова. Среди женщин и детей табу было на мат, я его не слышала даже в общаге. Весь этот цветистый мат интернет озвучил (эмигранты тоже не стесняются, ну, кроме тебя).

Андрей Панков комментирует...

Мне до сих пор кажется, что совершеннее онегинский строфы невозможно ничего придумать:) что интересно, Пушкин был масон довольно высокого градуса.

river_pebble комментирует...

Андрюша, вот цитата из грамматики на правило, про исключение из которого твой заголовок.

Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов - ин-, -ан-, -ян-. Прилагательные с суффиксами -ан-, -ян- пишутся с одной Н. Но есть исключения, слова " стеклянный", "оловянный", "деревянный" пишутся с двумя «Н»

Андрей Панков комментирует...

ДлиННый от слова длина
Расстрелянный от слова расстрел
Диванный от слова диван :P

river_pebble комментирует...

В слое длинный прилагательное образовано с помощью суффикса «н» от слова «длина»
В « растрелянный» скорее всего это причастие от отглагольного существительного «расстреляло».
В слове диванный то же самое, что и в «длинный»

Андрей Панков комментирует...

Расстрелянный можно интерпретировать как отглагольное от расстрелять. Ну понятно все с вами, грамотная девушка. А вот я сегодня нашел через Яндекс слова кончающиеся на -янный. Не поверите, среди них были румянный и огнянный. Сайт поискслов.рф. Каково вам чувствовать себя последним грамотным поколением?

river_pebble комментирует...

Андрей, я, далеко не специалист по русскому языку, в частности, его морфологии, просто кое-что помню со школы.
Не смотря, что слово заканчивается на -янный или -анный надо сначала найти корень слова, потом суффикс и окончание, и возмущение «неправильным» правилом во многих случаях исчезнет, ибо систематизация русского языка все же делалась специалистами на протяжении нескольких сот лет.
Нам же преподавали готовые правила, «правильно -не правильно»
Если учесть, что мои знания русского ограничены только школой, то и знания те весьма ограничены, ньюансов в особенности написании слов, пришедших из древнего языка, и фразеологических архаизмов я об’яснить не могу.
Хотя, правда знаю, когда писать -тся, а когда -ться , ну и заодно усвоила, что присоединять деепричастный оборот в предложении надо к глаголу, а не к существительному.
Так что по нынешнему состоянию графоманов в социальных сетях меня уже запросто можно отнести к грамо-наци
:-))

Блог переехал

  Приношу свои искренние извининения всем своим подписчикам за беспокойство. Этот блог переехал. Я  влил все посты из "Мелочей" в ...